**********САЙТ-ГАЛЕРЕЯ********** ********КОРИФЕИ ТЕАТРА ВАХТАНГОВА******** |
«Филумена Мартурано» |
«Сирано де Бержерак» |
Цецилия Львовна МАНСУРОВА Народная артистка СССР (1971). Настоящая фамилия - Воллерштейн. Родилась 8 (20) марта 1897 г. в Москве, в семье инженера. В 1919 г. окончила юридический факультет Киевского университета. С 1919 г. студентка, затем артистка Студии Евгения Вахтангова ("Мансуровская студия", по названию переулка, где она находилась; отсюда — сценический псевдоним актрисы). С 1926 г. - артистка Театра им. Евг.Вахтангова. В историю театра Мансурова вошла прежде всего как первая исполнительница роли принцессы Турандот в знаменитом спектакле Е.Б.Вахтангова (1922). Вслед за очаровательной, эксцентричной Турандот актриса в начале творческого пути сыграла в спектакле по "Театру Клары Гасуль" П.Мериме наделённую взрывной силой темперамента испанку донью Урраку ("Рай и ад", 1924); изворотливую, хитроумную Зойку в булгаковской "Зойкиной квартире" (1926); легкомысленную юную Ксению в "Разломе" Б.Лавренёва (1927); угловатую, строптивую, но способную глубоко чувствовать Шурку ("Егор Булычёв и другие", 1932). Ученица Вахтангова, верная его эстетическим принципам, преданная единственному в её жизни театру, Мансурова – актриса высокой сценической культуры, острой театральной формы, выразительной законченности пластического рисунка. Изысканным чувством стиля, артистизмом, тонким лиризмом и особой, вахтанговской иронией отмечены её работы более поздних лет: Беатриче в шекспировском "Много шума из ничего" (1936), Роксана в "Сирано де Бержераке" Э.Ростана (1942), Филумена Мартурано в одноимённой пьесе Э. Де Филиппо (1956). "Изысканность чувств и мастерскую отточенность, артистизм" отметил в этой роли актрисы автор пьесы. Основным партнёром Мансуровой был Рубен Симонов; дуэт этих двух истинных наследников Вахтангова ("Много шума из ничего", "Сирано де Бержерак", "Филумена Мартурано") на протяжении десятилетий оставался своеобразным символом искусства театра, носящего имя великого режиссёра. С 1925 г. Мансурова преподавала в Училище при Театре им. Вахтангова (с 1939 г. – Театральное училище им. Б.В.Щукина), профессор (с 1946 г.). Во время Великой Отечественной войны была художественным руководителем фронтового филиала Театра имени Евг. Вахтангова (1942-45), где поставила "Не в свои сани не садись" А.Н. Островского (1944). У Цецилии Львовны Мансуровой вообще не было старости, хотя дожила она до 79-летнего возраста. Первая Турандот, слава Вахтанговского театра, она сохла, темнела кожей, но оставалась изящной, подвижной и не меняла своих эксцентрических привычек. Она никогда не подогревала интерес к своему имени, не хлопотала о знаках официального внимания и рекламной славе. Все знали, что Мансурова - профессор, но впустить в себя этот образ не удавалось никому: ни ей самой, ни окружавшим. Между собой все возрасты - актёры и театральные студенты - звали её Цилюшей. Последние годы её жизни не были заполнены ролями. Ей уже не поручали художественного руководства студенческим курсом в училище, лишь иногда педагогическую работу над отрывками. Для стройного рабочего графика она была слишком непоследовательна - психика подводила. Она была великолепно образована, умна и при всей своей нервозности, эксцентричности склонна к долгому чтению. Как всякий по-настоящему умный человек она не боялась выглядеть глупой. Как поистине умный человек она обожала дуракаваляние. Молодёжный шум в её квартире иногда вызывал протесты соседей, хотя дом был театральный (на ул. Щукина, 8-а) и засыпал поздно. Мансурова не стеснялась рассказывать о вещах, которые актёры стыдливо утаивают. Она была педагогом по призванию, и открывалась молодежи почти настежь. В любую печальную тему она вносила мажорное звучание. Даже реквием способна была вывести к гимну жизни. В кругу близких ей по духу людей она нередко вспоминала своего мужа Николая Петровича Шереметева. Он был прямым потомком знаменитого боярского рода "Шереметевых благородных", избежал преследований при советской власти. Из-за любви к ней он пошёл на разрыв с роднёй, остался в большевистской России и добился-таки её руки. Он был хорошим музыкантом, сочинял музыку к вахтанговским спектаклям разных лет. Трагически погиб на охоте при невыясненных до конца обстоятельствах... Внезапно, ни с чем не совместимо, точно радуга в полночь после грозы, появился Указ о присвоении Мансуровой почетного звания народной артистки СССР... Умерла Цецилия Львовна Мансурова 22 января 1976 г. Гроб с её телом был установлен в фойе Театра имени Евгения Вахтангова. Все знали, что смерть пришла к ней как избавление от разлуки со сценой, с учениками, как спасение от безумия. Но все были подавлены. Со смертью Мансуровой прерывалась одна из последних нитей, ведущих всех к самому Вахтангову... Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем. http://proekt-wms.narod.ru/zvezd/mansurova-cl.htm
Цецилия Мансурова: от Турандот до «бабы Яги» * - Он называл меня бабой Ягой! И ведь правда, во мне есть что-то такое… - с этой фразы из к/ф «Дорогой мой человек» я узнала одну из величайших актрис Театра Вахтангова, первую принцессу Турандот, Цецилию Мансурову. В этом фильме она уже в летах, но неизменная лёгкость и эмоциональность заставляют зрителя на какой-то момент отвлечься от главных героев и смотреть лишь на неё. Эти природные качества не изменяли ей до конца жизни, и на 50-летие Театра Вахтангова, когда она вышла на сцену и с юношеским задором произнесла монолог Турандот, у многих на глазах были слёзы, всем было ясно, почему теряли голову несчастливые обожатель принцессы… Она снялась всего в 2-х фильмах. Её домом был театр, на сцене которого она играла с великолепными партнёрами: Рубеном Симоновым, Юрием Завадским… В первой постановке «Принцессы Турандот», до премьеры которой Е.Б. Вахтангов не дожил, Ц.Мансурова блистала в роли самой роковой красавицы, а первым Калафом был Ю.Завадский, не оставлявший равнодушным ни одно женское сердце. А ещё был «Сирано де Бержерак», где Цецилия Львовна играла возлюбленную Сирано, роль которого блистательно исполнял сам Р.Н. Симонов. Спустя многие годы они вновь встретятся в другом не менее знаменитом спектакле «Филумена Мартурано», который поставит сын Рубена Николаевича, Евгений Симонов. Цецилия Мансурова—слава и гордость Театра Вахтангова. И, когда на экране появляется «добрая баба Яга» Оганян, то сквозь этот образ смотрит на нас первая в истории принцесса Турандот... (с) «КОРИФЕИ ТЕАТРА ВАХТАНГОВА»
Актерские работы: 1. Дорогой мой человек - 1958 (Мелодрама) ...Оганян [VHS] [DVD] 2. Мраморный дом - 1972 (Приключения) [DVD] ПРЕОБРЕСТИ ФИЛЬМЫ МОЖНО ЗДЕСЬ
|
«Принцесса Турандот» |